Что ждет Европу?

евросоюз

Путешествуя по провинциальным японским городам, поражаешься, как мало на улицах молодежи и как много стариков работает в секторе услуг. Большинство таксистов в Японии – люди в возрасте около 70 лет. В отелях и ресторанах вас обслуживают 60-70-летние дамы. Складывается сюрреалистическая картина экономики, в которой трудятся старики.

Иначе обстоит дело в Токио. Столица бурлит энергией, как любой другой крупный мировой центр. Но этот динамизм основан на высасывании молодых сил из провинциальных городов. А поскольку столица – главный сервисный центр страны, ей тоже не удается полностью избавиться от признаков старения.
Старение экономики имеет бедственные последствия для стоимости активов. Например, перманентно медвежьим становится рынок недвижимости. Ведь сокращение численности населения означает снижение спроса на недвижимость. Поскольку недвижимость – долговременной актив, предложение на рынке наверняка будет превышать спрос, постоянно толкая цены вниз.

В Японии на протяжении последних 20 лет цены на недвижимость ежегодно снижались примерно на 7%. Соответственно, снижалась и арендная плата. Иностранцев порой влекут в Японию высокие доходы от сдачи недвижимости в аренду. Но разбогатеть удалось лишь немногим.

Стареющая экономика – это стагнирующая экономика. Стагнируют в такой ситуации корпоративные прибыли. В отсутствие роста японские акции очень дешевы: отношение капитализации к прибыли составляет порядка 10, а дивидендная доходность – около 5%.

На пике японские акции торговались по цене, превышающей прибыль на акцию более чем в 70 раз. С тех пор их стоимость 20 лет снижалась. Иногда иностранцев привлекает некоторый подъем на японском фондовом рынке. Периодические покупки японских акций иностранцами вызывают рост котировок на Токийской бирже, но в конце концов все это оказывается обманкой.

Состариться красиво – кажется, эту цель и преследует Япония. Другие страны вряд ли могут на это рассчитывать. Итальянцы выходят на демонстрации против повышения пенсионного возраста с нынешних 55 лет. Греки воюют на улицах с полицией, не желая отказываться от пособий. Европе придется сложнее, чем Японии. Долговой кризис Греции – это опережающий индикатор, показывающий, что ждет Европу в целом.

Можно ли предотвратить старение экономики или развернуть процесс вспять? Сомневаюсь. Снижение рождаемости и увеличение продолжительности жизни – очень мощные факторы. Но замедлить процесс увядания вполне реально. Часто решением этой проблемы видится иммиграция. Предполагается, что иммигранты приедут из развивающихся стран. Но и там наметились признаки старения экономики.
Менее чем через 20 лет Китай столкнется с теми же демографическими проблемами, которые сейчас стоят перед развитыми странами. Индия придет к этому еще лет через двадцать.

Неправильная политика может усугубить последствия старения. Высокие цены на недвижимость во времена ускоренного экономического роста – наихудший риск из всех возможных в долгосрочной перспективе. Подорожание недвижимости в Японии в 1970-х и 1980-х годах повысило затраты на воспитание детей и привело к снижению рождаемости.

Сочетание высоких цен на жилье с политикой «одна семья – один ребенок» в Китае приведут к тяжелым последствиям в будущем. Сейчас китайцы радостно покупают недвижимость, но рынок может войти в «медвежью» фазу, еще более тяжелую, чем в Японии, как только общество достаточно состарится. То есть менее чем через 15 лет.
Старение сопряжено с дефляцией. Японский опыт подтверждает эту теорию. Но дефляция возможна только потому, что правительство может брать в долг, чтобы покрыть связанные со старением издержки. Когда долг превысит допустимый уровень, инфляция станет неизбежной. Инфляция – это способ отказаться от обещанных выплат. Боюсь, что мир именно к этому и идет.

Перевела Анна Разинцева

Автор – бывший экономист Morgan Stanley

SLON.RU

Оставить комментарий